Новости



19.03.2007

Состоявшийся в октябре 2006 г. в Санкт-Петербурге международный форум, организованный по инициативе Всемирного совета по хлору и Всемирного совета по винилу, был как нельзя кстати. Наметившиеся тенденции в данной отрасли дали повод для крупномасштабной дискуссии на актуальные темы: какова техническая стратегия у российских производителей ПВХ; на что они делают ставку в своем развитии; какие проблемы их волнуют. Мы встретились с участником форума – Федором Игнатьевичем Афанасьевым, главным инженером стерлитамакского «Каустика», входящего в компанию «Башкирская химия», и попросили его ответить на вопросы редакции.

Афанасьев Федор Игнатьевич родился 24 марта 1969 г. в селе Верхний Алаштан Федоровского района Башкирской АССР. В 1992 г. окончил химический факультет Башкирского государственного университета. По профессии химик. В 1999 г. по федеральной программе подготовки управленческих кадров прошел профессиональную переподготовку при Уфимском авиационном техническом университете по специальности «Управление маркетингом на предприятии». Получил вторую профессию – менеджер-маркетолог.

Работает на «Каустике» с 1992 г. Занимался вопросами охраны природы и рационального использования природных ресурсов, новых технологий и инвестиций, руководил производством поливинилхлорида. С марта 2005 г – главный инженер ОАО «Каустик».

- Каковы ваши впечатления о состоявшемся форуме?

- Очень важен тот факт, что заседания Всемирных советов – по хлору и по винилу, состоялись в России, на которых приняли участие большое количество отечественных и зарубежных специалистов. Основной упор в докладах, посвященных поливинилхлориду, был сделан на экологию; технологические аспекты затрагивались в меньшей степени. И это понятно: на заводах Западной Европы и Северной Америки уровень развития производств значительно выше, чем в России, – мы здесь отстаем лет на десять. В то время как основное внимание отечественной индустрии сегодня нацелено на повышение эффективности технологий, модернизацию и создание новых производств, в большинстве развитых стран мира на первый план выходят проблемы защиты окружающей среды, промышленной безопасности и «экологичности» химических продуктов. Задача российской промышленности – быстрее сократить существующий разрыв в техническом развитии и более плотно заняться вопросами экологии, которым у нас уделяется крайне мало внимания, за исключением некоторых предприятий.

В целом форум высветил достижения мировых компаний и на их фоне по некоторым параметрам отставание отечественной хлорной индустрии, которое беспокоит российских специалистов. Таким образом, обозначились основные «точки приложения», именно на них нашим предприятиям следует сконцентрировать усилия в ближайшее время. Рекомендации участников Совета по винилу, состоящего из сотрудников ведущих мировых компаний, имеют для российской промышленности колоссальное значение. Их необходимо использовать, если мы хотим продвигать свою продукцию на международном рынке.

- В чем же заключается эта необходимость?

- Приведу пример. Есть такой специальный показатель, свидетельствующий о «вредности» или «экологичности» ПВХ, – содержание остаточного мономера в полимере. В соответствии с российским ГОСТом его максимально допустимое значение составляет 10 ppm. Продукция ряда отечественных предприятий, в частности ОАО «Каустик», соответствует 3-5 ppm и менее. Но европейский стандарт более жёсток и допускает в случае, например, пищевого и медицинского ПВХ максимум 1 ppm (для строительных марок – 5 ppm). И эти требования справедливы, потому как улетучивающийся мономер наносит большой вред здоровью и окружающей среде. Таким образом, если мы хотим поставлять свою продукцию на европейский рынок и успешно на нем конкурировать, то должны более жестко соблюдать экологические нормы. А этого, в свою очередь, можно добиться, лишь совершенствуя технологический уровень производства. В частности, для сокращения содержания остаточного мономера в поливинилхлориде необходимо работать над усовершенствованием блоков реакторов полимеризации и дегазации суспензии ПВХ.

- Каковы перспективы ПВХ на рынке полимерных материалов, не потеряет ли в будущем он свою нишу?

- Сегодня между производителями различных материалов идет жесткая борьба. Главные конкуренты ПВХ – это полиэтилен, полипропилен, некоторые марки резины. Поливинилхлорид уже потерял свое былое значение в производстве тары - его место занял полипропилен. Но тем не менее есть сферы, где этот уникальный полимер незаменим, и прежде всего это строительные материалы (трубы, окна, двери и др.) В частности, трубы из ПВХ без специального защитного покрытия служат до 50-ти лет, а с покрытием – до 100! Недавно в Германии обнаружили виниловые трубы, которые пролежали в земле с 1930-х гг. и сохранились неповрежденными.

Одна из причин того, что ПВХ начинают вытеснять другие материалы, связана с идеологией - активной пропагандой. Поясню. Например, в начале 90-х гг. поливинилхлорид попал под пристальное внимание экологов из-за того, что при его производстве образуется некий диоксин. Но ведь никто не задумывается о диоксинах, выделяющихся в гораздо больших количествах при сжигании мусора или опавшей листвы! Возникает вопрос: кому выгодны все эти разговоры о «вредности» и «неэкологичности» ПВХ, а также запрет его применения в некоторых сферах хозяйства? Не имеют ли здесь свой интерес крупные производители других традиционных полимеров?

Сегодня в мире специализированные организации (в частности, Институт винила в США) проводят разъяснительную работу, направленную на повышение «имиджа» винила в обществе, укрепления и расширения его потребительских свойств. Я считаю, подобная деятельность должна осуществляться и в России, например в рамках Ассоциации производителей хлора.

Состоявшийся форум лишний раз подтвердил, что ПВХ – уникальный, универсальный полимер, и исчезнет он с лица земли только тогда, когда закончится природный газ. Поэтому наша, производителей, задача – совершенствовать технологию его выпуска, делать все возможное, чтобы его применение в промышленности и в быту было максимально эффективным и безопасным.

- Что же делается на вашем предприятии в данном направлении?

- ОАО «Каустик» входит в компанию «Башкирская химия», которая занимает второе место в России по объему выпуска ПВХ и обладает безупречной репутацией на мировом рынке. Свою главную задачу мы видим не столько в улучшении качества полимера, которое подтверждено ГОСТом и сертификатом соответствия, сколько в выпуске продукции со свойствами, необходимыми конкретному потребителю. Приведу пример. Одна из наших марок ПВХ – С-6359М имеет насыпную плотность 0,45-0,55 г/см3. Но для некоторых переработчиков (производителей профилей) желательна более высокая насыпная плотность, так как в этом случае продукт легче перерабатывается. Мы пошли навстречу таким потребителям и стали делать ПВХ С-6359М с насыпным весом 0,57-0,59 г/см3. Специалисты «Каустика» анализируют тенденции потребительского спроса, учитывают пожелания наших партнеров, отрабатывая сначала технологии производства ПВХ с заданными свойствами в Научно-инженерном центре, на пилотных реакторах. Только так можно расширить сбытовые возможности предприятия и укрепить позиции поливинилхлорида на рынке полимерных материалов.

Надо сказать, что в перспективных планах компании «Башкирская химия», и соответственно ОАО «Каустик», – увеличение мощности по выпуску ПВХ до 330–350 тыс. т/год. При этом будут внедрены технологические решения, направленные на снижение выбросов вредных веществ в окружающую среду, с одновременным сокращением норм образования твердых отходов.

- Федор Игнатьевич, так сложилось, что Всемирный совет по хлору и Всемирный совет по винилу – две разные организации, каждая из которых имеет свои задачи и интересы. Как, на ваш взгляд, должен быть решен этот вопрос в России? Нужно ли создавать еще одну ассоциацию, которая объединит производителей и переработчиков ПВХ?

- В России не так давно была создана Ассоциация предприятий хлорной промышленности, в которую вошли все производители поливинилхлорида. Я полагаю, нет смысла создавать еще одну, даже пусть в рамках уже существующей. Действующая организация может вполне защищать интересы производителей ПВХ, представлять их на государственном уровне. Тем более что они, скажем у крупного предприятия, как наш «Каустик», и мелкой фирмы по изготовлению окон, – могут в корне отличаться. Что же касается переработки, то ее представители должны объединяться в более «узкие» ассоциации – по конкретным направлениям (например, Ассоциация производителей оконного профиля и т.д.); на сегодняшний день подобные уже существуют. Для решения вопросов взаимодействия возможны совместные заседания, в частности производителей хлора/ПВХ, кабельных пластикатов и кабелей на их основе. Или же крупные предприятия по выпуску ПВХ могут вступить в ассоциации, где представлены их основные потребители. Например, ОАО «Каустик» вступило в ассоциацию «Электрокабель», в нее также входят Владимирский химический завод и украинский «Проминвест».

Каждый должен заниматься своим делом: крупное предприятие – выпуском полимерного сырья, а переработчик – его переработкой; в то же время решать свои технические и маркетинговые задачи. Но при этом важно: жить не изолированно, а наоборот – чаще встречаться и совместно принимать оптимальные решения.